Детки нашего городка

Объявление

Cофии нужна помощь! Диагноз- муковисцидоз. Идёт сбор средств на диагностику в Израиле,требуется 5 220 Ls!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Детки нашего городка » Развитие » развивалка


развивалка

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Учимся различать цвета
Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со свойствами предметов: формой, размером и, конечно, цветом. Нужно ли специально учить кроху различать цвета, или это умение придет само, по мере накопления знаний и жизненного опыта? Зачем делать это, скажем, в год, если в 3 ребенок, возможно, освоит цвета быстрее? Давайте отвечать на вопросы вместе.
Чуть-чуть физиологии

Задаваясь вопросом, как научить малыша различать цвета, мы допускаем некоторую ошибку. Различает цвета ребенок практически с рождения. Первенство здесь занимает желтый. Именно его малыш может видеть первым. Чуть позже добавляются красный и оранжевый. Через некоторое время кроха уже различает синий и зеленый, а к шести месяцам – фиолетовый. Так что преобладание желтых, красных и оранжевых цветов в малышовых погремушках отнюдь не случайно. Это напрямую связано с особенностями цветового зрения грудничков.

Говоря же об обучении цветам, мы должны подразумевать способность малыша осознанно выделить тот или иной цвет, сгруппировать предметы по цвету, назвать нужный цвет или оттенок. Все эти умения развиваются не сразу, но, безусловно, им нужно уделять должное внимание. И дело здесь вовсе не в том, что бы малыш освоил цвета быстрее, чем его сверстники. Цвет, как и форма, и размер, являются для ребенка некими эталонами, усвоив которые, он базирует на них знания о тех или иных предметах и явлениях. И, чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем лучше он будет развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета – прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса. Человеческий глаз способен выделять до 10(!) миллионов различных оттенков. Возможно, столько нам и не понадобится. Но стремиться к этому, безусловно, стоит. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что цвета могут изменяться по светлоте, их можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные. И именно веселые игры в цвета помогут вашему крохе подняться на самую первую ступенечку лесенки в яркий мир цветов и оттенков.

Первые понятия

Для маленького человечка, который только-только делает свои первые открытия в большом и прекрасном мире, цвет не является чем-то отдельным, обособленным. Он прочно связывается с конкретными предметами, которые чаще всего имеют тот или иной цвет, т.е. цвет для малыша является не абстрактным понятием, а ассоциативным. Обычно мы так и говорим малышу: “Красный помидор, зеленая травка”. Но помидор может быть и зеленым, и бурым, и розовым. А травка не всегда зеленая. Она бывает и салатной, а осенью – и вовсе желтой. Так стоит ли с раннего детства навязывать малышу подобные цветовые стереотипы и вводить его в заблуждение? Думаю, что нет. Будет лучше, если, показывая крохе нарисованный помидор, вы скажете: “Это – помидор. Он красный”. Чувствуете разницу? То же самое относится и к игрушкам. Давая крохе мячик, мы обычно говорим: “Вот синий мячик”. Что для малыша звучит, как единое слово, как название конкретного предмета “синиймячик”. Но теперь мы уже знаем, как будет лучше построить фразу: “Малыш, это – мячик. Он синий. А это – кубик. Он тоже синий”. Так, постепенно, накапливая жизненный опыт, малыш научится разделять предмет и его свойства. Он сделает для себя важное открытие, поняв, что красным может быть и помидор, и машина, и вон та скамейка на улице. И если мы будем как можно чаще обращать внимание крохи на цветовые свойства предметов, то и открытие это он сделает гораздо быстрее.

Называя малышу те или иные цвета, не нужно ограничиваться “основными”. И уж тем более не стоит учить цвета в одиночку: сначала запомним красный, потом зеленый. Не искажайте названия цветов, не называйте голубой цвет – синим, а розовый или малиновый – красным. Малыши прекрасно различают оттенки, не чуть не хуже нас с вами. И им не понятно, почему совершенно разные цвета мама называет одним и тем же словом. Чтобы не возникало подобной путаницы, на начальных этапах обучения старайтесь подбирать те игрушки или предметы, цвет которых можно назвать красным или зеленым однозначно. Художники называют такие цвета “чистыми” (без оттенков).

Цветные игры

Играть с малышом в “цветные” игры можно с рождения, и мы именно это и делаем, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрения крохи уже полностью сформировано, эти игры приобретают еще большее значение. Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: “Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко – синее. Давай наденем и его”. Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую, приговаривая при этом: “Смотри, вот красный кубик. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри, какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная”. Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков (“Зайка любит скакать по синей дорожке, а собачка – по белой”), строить гаражи для машин и домики для кукол. Пусть вас не расстраивает, если сверху красной башенки малыш упорно ставит желтый кубик. Наберитесь чуть-чуть терпения, и понимание обязательно придет.

Годовалому малышу и старше предлагайте игры-сортировки: разложить цветную мозаику или крупные пуговицы по чашечкам соответствующих цветов, “покормить” зверюшек разноцветными кубиками-“конфетами” (“Куколка любит зеленые конфеты, а лошадка - синие”). Можно поиграть в строительство домов, отвозя в один угол комнаты на грузовике только синие кубики, а в другой – только красные. Дома получатся синим и красным соответственно.

Возьмите кубик любого цвета и предложите крохе найти такой же. Если он не понимает, что вы от него хотите, сделайте это сами, комментируя свои действия: “Вот кубик, он красный. Найди такой же кубик. Где другой красный кубик? Вот он! Смотри, у нас одинаковые красные кубики”. Постепенно малыш поймет суть игры, и будет с радостью отыскивать в куче строительного набора фигурку нужного цвета. Можно поиграть и чуть иначе. Выложите дорожку из красных кубиков, а в серединку положите один желтый. Спросите малыша, какой кубик не красный. Если вопрос крохе не понятен, возьмите любую игрушку и “пройдитесь” ею по дорожке, комментируя свои действия: “Я иду по красной дорожке. Это кубик красный, это кубик красный… Ой, а этот другой, не красный – желтый! Он лишний! Нужно поменять его на красный! Ну вот, теперь вся дорожка красная, одинаковая!” Такая игра полезна не только для изучения цветов. Она поможет малышу научиться думать и анализировать.

Хорошим подспорьем могут стать и специальные обучающие книжечки, где каждая страница посвящена одному цвету. С ними изучение цветов пойдет быстрее. Покупая такое пособие своему малышу, обращайте внимание на качество полиграфии, чтобы напечатанные цвета соответствовали реальным.

Своими руками

Множество простых игр-пособий для изучения цветов можно сделать своими руками. Это практически не займет ни времени, ни средств. Вам понадобится лишь пара упаковок цветного картона “чистых” ярких цветов. По одному листу картона оставляем в качестве цветных карточек. А из второго комплекта вырезаем все, что душа пожелает (но лучше то, что в данный момент интересует малыша). Если кроха без ума от автомобилей, сделайте комплект разноцветных силуэтов машинок. Их нужно будет расставлять в соответствующие гаражи (раскладывать на листы картона). Для большей убедительности гаражи тоже можно нарисовать и вырезать. Маленькому любителю насекомых наверняка понравится идея посадит цветных бабочек на цветочки нужного цвета. Если вы вырежете из картона разноцветные блюдца и чашечки, можно будет сервировать кукольный стол, подбирая к чашечке нужное блюдце. Множество разноцветных картонных шариков порадует кукол и игрушечных зверей (“Давай подарим мишке красные шары, а крокодилу - синие”). Если из картона вырезать большие разноцветные круги и разложить их на полу в комнате, можно совместить приятное с полезным: и цвета поизучать, и в веселую спортивную игру поиграть. Предложите малышу перебежать и стать на зеленый круг, а теперь на оранжевый. Если маленький спортсмен уже умеет прыгать, круги можно положить близко один к другому и перепрыгивать на круг нужного цвета. Все малыши любят играть в ролевые игры. И эти игры тоже можно направить в нужное нам русло. Так, мы с дочкой, на этапе изучения цветов с удовольствием играли в придуманные нами “почтальона” и “цветные остановки”. Почтальоном была Маша. В маленькой детской сумочке у нее лежали разноцветные картонные прямоугольники (“письма”). Их нужно было разнести игрушкам на улицу нужного цвета. Улицы обозначались листами цветного картона: на Фиолетовой улице живут кошка и собачка – им по письму фиолетового цвета. Для игры в “цветные остановки” мы устраивали в разных местах комнаты эти самые остановки, отмечая их все теми же листами картона или сооружая из кубиков нужного цвета. Теперь уже Маша была водителям грузовика, исполнявшего роль пассажирского транспорта. В кузове сидели небольшие игрушки, которые маминым голосом командовали: “Водитель, отвези нас, пожалуйста, на Белую остановку”. И грузовик катил к белому листу картона, высаживал пассажиров и забирал новых. Можно раздать игрушкам разноцветные билетики, обозначающие нужную им остановку. Ими будут “письма” из предыдущей игры.

Краски-раскраски

Когда я учила своих детей различат цвета, мне очень помогли в этом краски и фломастеры. Рисуя вместе с крохой, все время называйте тот цвет, который набираете на кисточку: “Какую мы с тобой краску набрали? Желтую! Давай нарисуем желтой краской желтое солнышко! А цыпленочка мы каким цветом нарисуем? Тоже желтым! Солнышко желтое и цыпленок желтый!” Действия малыша тоже непременно комментируйте: “Ты набрал зеленую краску. Вот умница, ты нарисовал зеленую травку!”

Малыши с удовольствием рисуют и фломастерами: они яркие и не требуют больших усилий для получения штрихов. Подберите специально для крохи фломастеры с цветными колпачками. Когда малыш закончит рисовать, попросите помочь вам подобрать к каждому фломастеру его колпачок. Не забывайте при этом называть цвета. Иногда имеет смысл “случайно” ошибиться, надеть колпачок не на тот фломастер, что бы доставить крохе радость исправить мамину ошибку. Благодаря этой простой забаве, Маша уже в полтора года безошибочно находила по моей просьбе не только “основные” цвета, а и оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой…

Если у вас есть книжка замечательного детского писателя и художника В.Сутеева, вам пригодится сказка “Петух и краски”. В ней не только рассказывается о приключениях не раскрашенного петушка и его знакомстве с красками, а еще есть очень хорошие рисунки. И если после прочтения вы нарисуете такого петушка и предложите малышу раскрасить его так, как в книжке, думаю, особых затруднений это не вызовет. Ну и, конечно, не забудьте познакомить малыша с цветами радуги. Ведь рисовать радугу – это так здорово!

Кобальт, зелень, ультрамарин...

Обычно умение называть цвета приходит несколько позже, чем умение цвета выделять. Часто мамы, жалуясь на то, что малыш не знает цветов, путают две разные вещи: знание и умение назвать. Как правило, к двум годам большинство детишек уже ЗНАЮТ основные цвета. Они легко найдут в куче разноцветных кубиков синий, и нарисуют по просьбе мамы желтое солнышко. Но, далеко не все малыши эти цвета НАЗЫВАЮТ. По этому поводу волноваться не стоит. Просто продолжайте играть в “цветные” игры, рисуйте красками, обращайте внимание на разноцветные предметы на прогулке и почаще “озвучивайте” названия цветов и оттенков. И, очень скоро, малыш все это усвоит.

Если кроха упорно не хочет называть цвета, можно предложить ему игру в цветовые ассоциации. Кстати, многие малыши и сами придумывают свои собственные имена. Так розовый может быть “цветом домика Барби”, коричневый – “как Винни-Пух”, а голубой, скажем, “как моя любимая чашечка”.

Кстати сказать, многие названия цветов сами по себе являются ассоциативными. Например, сиреневый (как сирень), баклажановый, лимонный, салатный, оранжевый (от англ. orange - апельсин). Запомнить такие названия малышу будет несложно, если вы вместе подумаете, а почему тот или иной цвет или оттенок называется именно так, на что он похож. Эта замечательная игра поможет не только выучить новые цвета, а и расширит словарный запас, потренирует наблюдательность малыша, научит его думать и делать выводы. Вот еще примеры таких цветов: шоколадный, фисташковый, малиновый, бисквитный, васильковый, соломенный, оливковый, золотой, бирюзовый, морской волны, сливовый, стальной, персиковый, кирпичный, томатный и т.п.

Если вы покупаете малышу разноцветные конфетки M&Мs, они тоже смогут вам здорово помочь. Если не покупаете, то один раз, в целях обучения крохи можно поступиться идеями рационального питания. Предложите малышу: “Давай съедим сначала все красные конфетки, а потом все оранжевые…” Вот увидите, как быстро кроха запомнит цвета!

Еще одна простая и полезная игра для закрепления выученных цветов – называть во время прогулки все предметы определенного цвета. А со старшей дочкой я играла в “цветные дни”. Например, сегодня у нас белый день. Мы одевали в садик что-нибудь белое и всю дорогу отыскивали вокруг белое. И даже на ужин у нас должно было быть что-то белое (например, творог). А завтрашний день может быть объявлен малиновым или сиреневым. А может, шоколадным? Тогда наверняка удастся полакомиться шоколадом! А вообще, любой, даже самый скучный день может стать цветным. Нужно лишь очень сильно этого захотеть!

0

2

Игры для детей от 1 месяца до 1 года

От 1 до 2 месяцев:

• Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.

• Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.

• Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.


От 2 до 3 месяцев:

• Кукла на руке
Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях - вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

• Игрушка, которая может пищать
Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

• Кукла на пальце
Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.

• Позовите ребенка
Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

От 3 до 4 месяцев:

• Наблюдение за домашними животными
Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

• Повесьте в манеже бусы
Манеж - прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев).

• Жужжащие пчелы
Чтобы малыш почаще "гулил" и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про пчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук "ж".

• Колобок
В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки - подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

От 4 до 5 месяцев:

• Поиграйте в прятки
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!". Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.

• С горки катится игрушка
Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.

• Наблюдение за мыльным пузырем
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

• Повозитесь с малышом
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.

• Новые перспективы
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.

От 5 до 6 месяцев:

• Блестящая кастрюля
Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в
нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам
нравятся "игрушки" взрослых.

• Перед зеркалом
Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост.
Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

• Куклы-неваляшки
В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

От 6 до 7 месяцев:

• Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.

• Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят.

• Посадите ребенка на плечи
Посадите малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом, ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.

• Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного, если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.

От 7 до 8 месяцев:

• Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка.
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия -- пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.

• Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.

• Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.

• Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.

• В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

От 8 до 9 месяцев:

• Внимание к разным звукам
Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

• Поиграйте со шляпой
Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало -- собственное отражение вызовет у него восторг.

• Разные "языки”
У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас собачка?"

• Игра "в прятки"
Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.

• "Делай, как я"
Поиграйте с ребенком в "делай, как я". Бейте в "барабан", хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром", пусть малыш повторяет ваши движения.

• Игрушки в вазе
Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.

• Прозрачные и непрозрачные барьеры
Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?

• Игра с пасхальными яйцами
Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.

От 9 до 10 месяцев:

• "Осязательная" игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

• Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите,исправит ли малыш "положение" своих друзей.

• Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

• Дайте ребенку "пирамиду"
Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.

• Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.

• Поиграйте в "дай мне игрушку"
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

• Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

От 10 до 11 месяцев:

• Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.

• Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

• Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

• Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

• Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.

• Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

От 11 до года:

• Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

• За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.

• Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.

• Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

• Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

• Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.

• Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

• Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

• Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

• Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

• Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.

• Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как нужно высыпать горох в миску.

• Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.

• Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно сесть на стульчик.

• Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним сильно стукнуть.

0

3

Прочь дорожную скуку. Игры с ребенком в долгой поездке

Летом для большинства родителей главное – вывезти детей из душного и пыльного города на отдых. Но к месту проведения отпуска, будь то загородный дом отдыха, санаторий у моря или заросший сорняками дачный участок, нужно еще добраться. И часто подобная поездка превращается в многочасовой кошмар: ведь шустрые малыши просто не способны столько времени мирно просидеть на одном месте! Как свести стресс к минимуму и отвлечь детей от неизбежных капризов? Можно поиграть с непоседами во что-нибудь интересное!

Существует немало игр, с помощью которых можно развлечь малыша в дороге. Причем, в основной массе они - универсальные, то есть, подходят для любого вида транспорта, за исключением некоторых специфических моментов, связанных, например, с ограничением подвижности или невозможностью смотреть на ребенка (потому что нужно следить за дорогой).

Самолет

Одно из главных достоинств путешествий на воздушном транспорте - их непродолжительность. Ведь совершать с ребенком трансконтинентальные перелеты приходится нечасто. Но даже недолгий полет - трудное испытание для малыша.

Возможные проблемы.

Ни сократить время пути, ни сделать паузу для смены обстановки, путешествуя самолетом, невозможно, даже при самом горячем желании. Кроме того, правила безопасности не допускают свободного хождения детей по салону, кроме случаев острой необходимости. Остается тихо сидеть в кресле, что нелегко даже для спокойного ребенка, а уж для егозы и непоседы - тем более. Плюс - обычные для многих неприятные ощущения при взлете и посадке, и в итоге полет для многих детей может стать просто пыткой. Но если физический дискомфорт достаточно легко преодолевается своевременным питьем из бутылочки или сосанием леденцов, то недостаток движения обычно доставляет ребенку, его родителям и попутчикам немало неприятностей.

Что делать

Ребенку, лишенному возможности свободного движения, нужно максимально занять руки и голову. В арсенале маленького авиапутешественника непременно должна быть новая книга с четкими картинками и легким для восприятия текстом или занимательная книжка-игрушка, которую можно не только читать, но и манипулировать ею - нажимать кнопки, приклеивать липучки, вкладывать предметы в кармашки. Непременно нужно взять с собой и несколько игрушек-сюрпризов, которые помогут на некоторое время развлечь малыша. Ребенку повзрослее скрасит полет электронная игра типа "Тетриса".

Самых маленьких путешественников в самолете успокоит и расслабит пальчиковый массаж, а развлекут и развеселят пальчиковые игры.

Несколько незатейливых стишков, рассказывая которые нужно массировать пальчики, сгибать и разгибать их, очень понравятся малышу. Литературное сопровождение может быть любое, будь то знакомая с детства "Сорока-ворона", или специально подобранные "пальчиковые" стишки:

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

Чтоб играть было веселее, на подушечках пальцев можно нарисовать забавные рожицы - пусть пальчиковые человечки приходят друг к другу в гости, танцуют и поют песенки.

Конечно, подобные забавы развеселят только кроху, зато пальчиковые игры на реакцию понравятся детям любого возраста.

***

"Цап"

Из ладошки взрослого нужно сделать крышу, под которую малыш подставит свой указательный пальчик. На слова "волки, зайцы, прячьте пальцы - цап!" Крыша домика защелкивается, кто не успел убрать пальчик, оказывается в ловушке.

***

"Кисонька-мурысонька"

Пусть ладошка малыша станет мягкой киской и свободно ляжет на родительскую ладонь. Поглаживая ее, взрослый приговаривает: "Кисонька, кисонька, кисонька - мурысонька!" И вдруг неожиданно - "брысь под лавку!". Малыш должен успеть отдернуть ладошку, пока злая хозяйская лапа не прихлопнула бедного котенка.

Можно также играть в разнообразные вариации " ладушек", замысловато переплетать пальцы, изображая разные фигурки, или играть в "колыбель для кошки"(снимать с пальцев партнера перепутанный нитяной узор). Стимуляция пальцев рук расслабляет ребенка и снимает напряжение.


Автомобиль

Главное достоинство путешествий на машине - это возможность в любую минуту остановиться, чтобы ребенок имел возможность размяться и побегать.

Возможные проблемы

Не каждый водитель может позволить себе устраивать остановки по любому поводу. Тем более, если дорога долгая и напряженная.

Что делать

Выход здесь один - всеми силами развлекать ребенка. Замкнутое пространство автомобиля очень скоро надоедает малышу, он быстро устает от недостатка движения и от скудности впечатлений. Придумывать занятия на ходу очень сложно, поэтому взрослым необходимо заранее продумать развлекательную дорожную программу и запастись для нее всем необходимым инвентарем.

Чудо-доска

Читать в дороге очень сложно и совершенно не полезно, а рисовать на бумаге неудобно. Спасет положение специальная магнитная доска, изображение на которой можно стирать. Это отличное развлечение для детей любого возраста. Совсем маленький карапуз с увлечением будет стирать нарисованные мамой картинки, малыш постарше сможет рисовать сам, а с подросшим ребенком на такой доске можно играть и более "серьезно". Например, в "Крестики-нолики" или в "Слова" (на доске пишется слово, и каждое последующее должно начинаться на последнюю букву предыдущего). Для маленьких путешественников слова могут быть любыми, а детям постарше можно усложнить задачу, предложив называть и записывать только города. Уместно здесь вспомнить и игру в "Виселицу". Один играющий загадывает слово и пишет его первую и последнюю букву, ставя на месте остальных черточки или точки. Другой играющий отгадывает это слово по буквам. Каждая ошибка в отгадке - элемент виселицы. Сначала рисуют палки, одна за другой, затем - перекладину, веревку, потом - голову человечка, туловище, одну и другую руку и т.д., пока не появится вся фигурка. Иногда внизу дорисовывают еще и пару поленьев, чтобы "поджечь повешенного". Игра заканчивается, когда эта живописная композиция дорисована полностью.

На "волшебной" доске можно рисовать забавные рожицы с разным выражением лица - пусть нарисованный человечек хмурит брови, показывает язык или свирепо скалит зубы. А малышу можно предложить не только угадать настроение этого человечка, но и самому мимически повторить его.

Старые друзья

В путешествие малышу непременно нужно взять куклу или любимую мягкую игрушку. Конечно же, в пути ей пригодится одежда, шарфики, ленточки и бантики, а также расческа или щеточка. Со всем этим багажом в пути можно организовать интересную ролевую игру. Тем более что манипуляции с разными фактурами материалов успокаивают малыша и снимают напряжение, возникающее в замкнутом пространстве.

"Водитель-дублер"

Совсем маленькому ребенку наверняка понравится копировать взрослого водителя и самому "вести машину". Для этого подойдет игрушечный руль со звуковыми эффектами. Чтоб не травмировать водителя ужасающими воплями этого устройства, динамик в нем можно заложить ватой и заклеить скотчем или пластырем, тогда громкость и резкость звука снизятся. Вот и прекрасный повод познакомить ребенка с понятиями "право - лево", "поворот", "разворот". На стоянке можно показать малышу, как работают правый и левый поворотники и для чего они нужны. А во время стоянки - закрепить полученные знания: "Каким поворотником замигала та красная машина? Куда она собирается повернуть? Нам нужно повернуть направо, какой поворотник нам нужно включить? И что может произойти, если водитель ошибется?"

Такие практические занятия на деле убеждают ребенка в необходимости изучения этих несложных понятий.

Кто - самый зоркий?

Если пейзаж за окном однообразен и дорога скучна, с малышом можно поиграть в "цветные машинки". Например, кто первый увидит машинку зеленого цвета, пусть скажет комариным голосом: "зззз". Когда считать зеленые машины надоест, можно перейти к красным и "сменить" голос на вороний: "кар - кар!". Для подсчета желтых машин вполне подойдет жужжание пчелы или осы, а для голубых - гусиный гогот: "га-га-га". Только не стоит считать машины нескольких цветов одновременно - это собьет маленького ребенка с толку.

Такая немудреная игра, условно говоря, "убивает" сразу "нескольких зайцев". С ее помощью можно не только развлечь ребенка, но и повторить или выучить цвета, развить внимательность, быстроту реакции и, наконец - просто покричать, пожужжать и весело провести время.

Можно заранее выбрать объект (колодец, корову, мост, речушку, деревню или велосипедиста) и придумать приз для того, кто первый его заметит. Дайте ребенку возможность чаще выигрывать - длительная дорога изнуряет, и даже незначительный проигрыш может очень расстроить малыша.

Актерское мастерство

Хороший помощник в любой дороге - это магнитола со специально подобранными детскими дисками или кассетами. Даже самый непоседливый малыш с удовольствием тихонько послушает любимую сказку или споет знакомые песенки. А как весело петь всем вместе! Тем более, если делать это не просто так, а, например, рыча, как медведь. Или все свистящие в песенке "прожужжать", как шмель или прошипеть, как змейка: "Ешшшли с другом вышшшшел в путь, вешшшелей дорога!"

Если под рукой не окажется кассет и дисков, можно просто прочитать веселое детское стихотворение пугающим грозным голосом, как Карабас-Барабас. Или продекламировать стихи таинственным загадочным голосом, неправильно расставить ударения, смысловые интонации. И взрослым, и малышу будет интересно посоревноваться и рассказать один и тот же стишок очень быстро или, наоборот, слишком медленно. При этом можно использовать самые разнообразные интонации или рассказать стихотворение однотонным "железным" голосом робота. Пусть ребенок попробует это повторить!

Неплохое развлечение - специальные голосовые загадки. Взрослый, меняя тембр голоса, поет песенку или рассказывает стихотворение, а малыш пробует отгадать по особенностям голоса и интонаций, от лица какого зверя или сказочного персонажа это прозвучало.

Большинству детей нравится изменять свой голос и слушать голосовые импровизации взрослого. Так они легче усваивают различие звуков, учатся слушать себя.

Таким образом, малыш с пользой проведет время - потренирует свой артикуляционный аппарат, поучит звуки, узнает как разнообразно можно эмоционально окрасить свою речи.

Интеллектуальные развлечения

Если ребенок уже умеет считать, можно предложить ему простенькую игру на отгадывание чисел. Один игрок загадывает любое число, а второй пытается его отгадать, руководствуясь подсказками "больше" или "меньше".

Для развития образного мышления в машине можно поиграть в математическую игру на развитие воображения "я загадал число, которое получается, если от количества ног паука отнять число крыльев бабочки". Дети очень любят, когда абстрактные понятия чисел напрямую связываются с точными, знакомыми предметами.

Странные танцы…

Бывает, что, несмотря на все старания взрослых, ребенок утомляется от неподвижности позы и начинает капризничать. Тогда на помощь могут прийти танцы в кресле. Включите громкую энергичную музыку или спойте сами - пусть малыш похлопает в ладоши, потопает ножками, покрутит головой во все стороны. Можно даже поиграть в танцы по заказу - называть ребенку по очереди части тела, которыми нужно подвигать. Помимо движений руками и ногами, можно "потанцевать" и лицом - корчить рожицы, играть пантомиму.

Например, можно представить, как забавно выглядят танцы щек или бровей и языка.

Конечно, такие "танцы" не заменят полноценной разминки, но на некоторое время могу снять возникшую потребность в движении, если мышцы ребенка уже затекли, а у водителя нет возможности остановиться.

В экстренном случае

В дороге неожиданно может возникнуть сложная ситуация, требующая от водителя максимальной концентрации. Утомленный ребенок, который не понимает серьезности момента и капризничает, только усугубит напряженность и добавит нервозности. Утешающие слова вроде "потерпи пять минут" для малышей ничего не значат. Гораздо действеннее дать капризуле заранее припасенные песочные часы и попросить посидеть тихо, пока пересыпается песок.

Ребенку постарше можно дать свои, "взрослые" часы с секундной стрелкой или установить секундомер на сотовом телефоне - тогда он сможет поиграть со временем: засечь, сколько минут длится песенка или на сколько секунд он сам или мама может задержать дыхание.

Поезд

Романтика железнодорожных путешествий привлекает ребенка любого возраста и пола. Если малыш ни разу не путешествовал на поезде, лучше подготовить его к предстоящей поездке заранее - ребенку будет интересно узнать о сложной и слаженной структуре железнодорожного транспорта - об электричках, пассажирских и товарных поездах, о железнодорожных путях, графиках, расписаниях, вокзалах и станциях.

Путешествовать на поезде очень увлекательно, ведь только здесь нет необходимости всю дорогу прилежно сидеть на одном месте и послушно глядеть в окно. По вагону можно ходить и за короткое время узнать очень много интересного. Например, как соединяются вагоны, для чего нужен стоп-кран, как работает титан и что делает проводник. А сколько новых слов можно выучить! Семафор, гудок, рельсы, шпалы, сцепка, стрелки....

Только в поезде малышу доступны практически все виды физической активности. Ведь здесь можно и бегать, и прыгать, и штурмовать верхние полки, забираясь на них по специальным лестницам, и просто спать с комфортом под мерный перестук колес.

Возможные проблемы

Как и везде, в поезде никуда не деться от известного однообразие обстановки. А это очень скоро начинает утомлять малыша, он устает, становится капризным и непослушным.

Что делать

Способ борьбы с детской скукой один - интересные игры и веселые занятия, приготовиться к которым нужно заранее.

Не стоит брать с собой пачкающиеся краски или липкий пластилин. Яркие, трудно отмывающиеся фломастеры и цветные карандаши, которые ломаются в самый неподходящий момент, - тоже не лучшие спутники в дороге.

Пожалуй, самое подходящее занятие в пути, - это наклеивание разнообразных липучек. Оно доступно ребенку любого возраста. В магазинах продается огромное количество книжек с многоразовыми и одноразовыми наклейками, но, как правило, малышу быстро надоедает крепить их на бумажные странички по готовому сюжету. Ребенку гораздо интереснее самому придумывать и варьировать сюжет, испытывать свойства разных материалов и использовать для своего творчества самые немыслимые уголки.

Лучший материал для этого захватывающего занятия - самоклеящаяся пленка, которая продается в любом хозяйственном магазине, а так же цветной скотч, сетчатая малярная лента, цветная изолента или даже обычный медицинский лейкопластырь. Главное достоинство этих материалов в том, что они легко приклеиваются и так же легко снимаются с любой поверхности, не оставляя следов. То есть, можно без всякого ущерба для окружающего пространства играть с ними в вагоне. Малыш даже может клеить их на самого себя и на своих попутчиков. Обычные бумажные наклейки или бумага с клеящим слоем для таких целей не подойдут - снять их с гладкой поверхности бывает очень трудно.

Для самых маленьких

Крохе можно просто показать, как наклеиваются на стол или вагонную стенку полоски самоклейки. Кусочками скотча к окну или к стенке можно приклеить и вырезанные из журнала фигурки, и бумажные листочки для рисования. Малыш с огромным удовольствием попробует повторить этот процесс за взрослым, а потом с не меньшим упоением будет отдирать приклеенные полоски пальчиками. Можно обклеить кусочками пленки маму, папу или себя. В это занятие очень удачно впишется и развивающий момент: если попросить ребенка, например, наклеить красный кусочек на мамину ногу, желтый - папе на ботинок, зеленый на свою руку, а синий - на зеркало в купе.

Для тех, кто повзрослее

Ребенку постарше из кусочков самоклеящейся пленки можно сделать целый сюжетный конструктор. Основой для него будут заранее нарезанные фигурки - овалы туловища, кружочки голов или колес, разнообразные фигурные ушки, квадратики и прямоугольники. Из этих деталей на стенке купе можно выклеить целую картину или рассказать сказку, меняя позы у действующих лиц.

Творческий подход

Детишки очень любят импровизированные театрализованные постановки и ролевые игры. И, конечно же, обожают новые игрушки. Для их создания пригодится пленка-самоклейка.

Два маленьких кружочка - глазки и полосочка ротика, наклеенные на чайную или столовую ложку, плюс кусок бумажки вместо волос - вот и готова новая необыкновенная кукла! Ей можно сделать наряд из салфетки или носового платка, а из другой ложки получится прекрасный друг или подруга для нее. Кусочками самоклейки можно "оживить" и стакан, и упаковку от сока. Процесс изготовления такой игрушки очень увлекает малыша, а результат - восхищает.

Не помешает размяться!

Потребность в движении у маленьких детей очень велика, не стоит запрещать ребенку вволю бегать и прыгать. Достаточно следить за тем, чтобы ребенок был в безопсности и не доставлял неудобства окружающим. К тому же, как известно, в поезде часто носят стаканы с горячим чаем.


"38 попугаев"

Длительное путешествие в поезде - замечательный повод для игр на развитие глазомера ребенка. Можно угадывать длину вагона или расстояние до загаданной метки в своих больших, обычных, маленьких или даже приставных шагах. Измерению поддается буквально все. Например, длину окна, столика или полки можно измерять и в пальцах, и в карандашах и в ложках. Выигрывает тот, чей ответ окажется ближе к истине.

Домик в дороге

Если малыш устал, но все еще хочет играть, можно сделать ему палатку на нижней полке купе. Потребуется обыкновенная простыня, один конец которой засовывается под матрас на верхней полке, а другой - затыкается под матрас на нижней. Предусмотрительные родители могут взять с собой прищепки, тогда конструкция будет более прочной. В этой самодельной палатке так интересно играть, прятаться от посторонних взглядов или спокойно засыпать в обнимку с любимой игрушкой.

Путешествие на любом виде транспорта - это замечательный повод для малыша увидеть массу необычного и интересного, расширить свой кругозор. А взрослые своей выдумкой, фантазией и заинтересованным участием могут превратить изнурительную дорогу в яркое и запоминающееся событие.

0


Вы здесь » Детки нашего городка » Развитие » развивалка