Первый год жизни.

Здесь мы поподробнее остановимся на развитии движений рук детей в возрасте до одного года. Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.

До 3,5-4 МЕСЯЦЕВ
движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействия внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения. Первая двигательная функция рук - схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс, новорожденный ребенок не только схватывает прикасающийся к его ладони предмет, но и, ухватившись за него, способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным рефлексом, потому что он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Его стимулирует тактильное раздражение.

В первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера, используя данный от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, поочередно в каждую руку вкладывается шарик (диаметром 2-2,5 см). Малыш играет Подбираются шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный, металлический, резиновый), а также самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие. Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение, выполняемое под контролем действия, дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в движении схватывания. Можно чередовать шарики, поочередно опуская их в каждую руку, одновременно вкладывать в две руки шарики одинаковые и различные и т. д. Потягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребенка, взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичное упражнение малыш может выполнять и с палочками (диаметр сечения I- 1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе руки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимули-руют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони. Рефлекторные упражнения на вкладывание в ладонь предметов носят пассивный характер, так в как выполняются с помощью взрослого, но они с полезны для развития действия осязания. Это действие развивается очень рано, как только в руку ребенка начинают попадать предметы.

В 4-4,5 МЕСЯЦА
у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период у ребенка возникают "ощущения", т.е. он замечает появление и исчезновение предметов, их объективные качества (например, тяжесть), способен уже соотнести разные, но одновременно воспринимаемые свойства (оптические, звуковые и т.; Д.) к одному и тому же объекту, выделить этот объект.
Однако действия рук носят еще случайный характер, без целена-правленного волевого усилия. Малыш удерживает в руке предмет, если взрослый вкладывает его в ладонь: в 2 месяца - 2-3 секунды, в 3 ме-сяца - до 10 секунд, в 4 месяца - до 20 секунд.
В возрасте от 4 до 7 МЕСЯЦЕВ у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап - этап простого "результативного" действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. У ребенка появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием, рассматриванием: он теперь уже обследует предмет губами и языком, отбрасывает один предмет и берет другой, может отбросить его в определенное место, например, на пол, чтобы вызвать звук. Малыш похлопывает по предмету, стучит им, если у него в руках погремушка, то размахивает ею, чтобы вызвать звучание.

С 5 МЕСЯЦЕВ
у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребенок отводит его при схватывании. По-этому особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмически взмахивать предметом, извлекая звуки, может его переложить в другую руку.

В 5 МЕСЯЦЕВ малыш может относительно долго лежать на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Эти умения можно использовать для развития исследовательских движений рук. Под ладони ребенка подкладывается плоские подушечки из поролона (1-1,5 см -толщиной). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенка). На другую сторону чехла можно нашить плоские пуговицы различной формы. Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит его ладонью по поверхности подушечки, стараясь вызвать ощупывающие движения. Через некоторое время он переворачивает ребенка, стимулируя его ориентировочное поведение. И так два-три раза. Здесь нужно отметить: все пособия для малышей должны отвечать требованиям безопасности - пуговицы пришиты крепко, палочки должны быть гладкими и т. д. Ребенку нельзя давать мелких предметов, которые он может взять в рот. Все действия малыша с игрушками, пособиями должны проходить под контролем взрослого. По окончании занятия игрушки убираются.

В 6 МЕСЯЦЕВ
он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Какие же знания о предметах появляются у ребенка на этом этапе? Малыш познает движения предметов, как следствие, их притягивание или отталкивание, а глав-ное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями их схватывания или перемеще-ния. Он теперь способен выделять постоянные свойства предмета независимо от его положения. Так у ребенка возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать любимой.

В 6 МЕСЯЦЕВ ребенок хорошо берет игрушки из" разных положений и подолгу с ними занимается. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточки, укрепленные на шнурке, побуждая малыша захватывать их, подтягивать к себе. С того момента, когда у ребенка возникают целенаправленные дейстрия захватывания, умение крепко удерживать предметы в руках, все упражнения начинают носить активный характер, т. е. выполняются самим ребенком. В его действиях уже можно выделить две стороны: техническую, т. е. как он совершает действия, и смысловую - для чего. Смысловая сторона действия с предметами интенсивно развивается, малыш начинает выполнять не только действия схватывания, но и вкладывания, выкладывания, перекладывания. Задача взрослого - активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коро-бочек, мисочек, колпачков и т. д.

7-10 МЕСЯЦЕВ
- это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап "соотносящего" действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробочки, стремится вызвать звук, употребляет один пред-мет по отношению к другому в качестве орудия.

С 8-9 МЕСЯЦЕВ
ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, если ее хотят у него взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью: у него начинает проявляться преобладание одной руки, как правило, правой. Новое для этого периода - манипулирование двумя предметами, а также подражание предметным действиям взрослых.

С 8-10 МЕСЯЦЕВ ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Необходимо давать ему коробочки разной формы. Малыш может самостоятельно снимать с них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить малышу доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать их обратно.

С 10-11 МЕСЯЦЕВ до 1 ГОДА 2 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдаются также совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, прокатывают машинку, укачивают куклу, строят из кубиков. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

В 10-12 МЕСЯЦЕВ ребенок справляется уже с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень. Ему можно предлагать пирамидки из трех-пяти колец. В этом же возрасте ребенок успешно действует с так называемой "за нимательной коробкой", в отверстия которой проталкивает фигурки разной формы. Все эти задачи довольно сложны для малыша, oднако выполнение их очень полезно для развития действий руки и глазомера.
Развитие действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на форми рование познавательных психических процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

В 1 год 2 МЕСЯЦА - 1 год 3 МЕСЯЦА
активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трем годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.